Тяжелый физический труд определение

Виды труда и их характеристика

Тяжелый физический труд определение

Основой жизнедеятельности человека является целенаправленная профессиональная деятельность. Именно на работе человек проводит большую часть времени. Кто-то делает это ради собственного удовлетворения и получения удовольствия, другие – для материального обеспечения себя и своей семьи.

Теория: основные термины, определение понятия “труд”

Труд– направление человеческой деятельности, признаками которой являются целесообразность и созидание.

Категория труда – совокупность ряда явлений или понятий, которым свойственны одинаковые признаки. К категориям трудовой деятельности относят содержание, характер и формы труда.

трудовой деятельности – совокупность отдельных элементов труда, идентификация которых происходит в зависимости от профессиональной принадлежности работ, их структуры, уровня сложности и наличия определенной последовательности выполнения.

Характер труда – это качественные характеристики трудовой деятельности, которые объединяют несколько видов труда в группу по определенным признакам.

Формы трудовой деятельности – совокупность видов трудовых операций, выполнение которых требует энергетических затрат, использования механизированного или автоматизированного оборудования и станков.

Классификация трудовой деятельности: виды и характеристики труда

На самом деле классификаций труда существует огромное множество. Это объясняется тем, что труд представляет собой сложное мультиаспектное социально-экономическое явление.

В зависимости от содержания труд разделяется на:

  • Умственный и физический. Чёткой грани между двумя этими видами труда не существует. Поэтому различают преимущественно умственную и преимущественно физическую трудовую деятельность. Умственный труд подразумевает протекание активных мыслительных процессов, а физический – затраты мышечной энергии человека.
  • Простой труд и сложный. Простая трудовая деятельность, как правило, не требует от работников какой-либо профессиональной квалификации, определенных навыков и умений. Сложный труд под силу исключительно людям, которые обладают конкретной профессией.
  • Функциональный и профессиональный. При осуществлении функциональной трудовой деятельности делается упор на выполнение определенного ряда функций, характерных для соответствующей профессии. Профессиональный труд выступает в качестве подвида функционального труда, создающего профессиональную структуру в зависимости от набора трудовых функций. Пример: учитель – функциональный вид труда, учитель по рисованию – профессиональный вид трудовой деятельности.
  • Репродуктивный и творческий труд. Работа репродуктивного характера подразумевает выполнение стандартного набора функций, а ее результат заранее предопределен. К творческой трудовой деятельности проявляют способности далеко не все работники, он зависит от уровня образования работающего, его квалификации, креативности мышления и склонности к нововведениям. Этим обусловлен неизвестный результат творческого труда.

В зависимости от характера выделяют такие виды труда:

  • Конкретную и абстрактную трудовую деятельность. Конкретный труд – это труд отдельно взятого работника, который преобразует предмет природы с целью придания ему полезности и создания потребительской стоимости. Позволяет определить производительность труда на уровне предприятия, сопоставить показатели производительности труда отдельно взятых отраслей и сфер деятельности. Абстрактный труд – соразмерный конкретный труд, где качественное разнообразие множества функциональных видов трудовой деятельности отходит на второй план. Создает стоимость товарной продукции.
  • Самостоятельный труд и коллективный. Виды самостоятельного труда включают абсолютно все виды трудовой деятельности, которую осуществляет конкретный человек-работник либо определенное предприятие. Коллективный труд – труд группы работников, персонала предприятия, отдельного его департамента.
  • Частную и общественную трудовую деятельность. Общественный труд всегда состоит из частного, поскольку последнему свойственен общественный характер.
  • Наемный и самонаемный виды труда. Наемная трудовая деятельность осуществляется на основании заключения между работодателем и работником трудового договора, контракта. Самонаемный труд подразумевает самостоятельное создание предприятия и организацию производственного процесса, когда собственник производства сам себя обеспечивает рабочим местом.

В зависимости от результатов трудовой деятельности бывает:

  • Живой и прошлый труд. Живой труд – работа человека, которую он осуществляет в данный момент времени. Результаты прошлой трудовой деятельности отражаются в предметах и средствах труда, которые до этого были созданы другими трудящимися и представляют собой продукты производственного предназначения.
  • Производительный труд и непроизводительный. Главное отличие – форма создаваемого блага. По итогам производительной трудовой деятельности создаются натурально-вещественные блага, а по итогам непроизводительного труда – блага социальной и духовной направленности, представляющие собой ценность и полезность для общественности.

В зависимости от используемых в трудовой деятельности средств труда выделяют:

  • Ручной труд. Выполняется вручную. Допускается применение простых ручных орудий.
  • Механизированный труд. Для осуществления рассматриваемого вида труда обязательным условием является эксплуатация механизированных орудий труда. Причем энергия, которую затрачивает работник, распределяется на орудие трудовой деятельности и изменения предмета.
  • Машинный труд. Предмет преобразуется посредством эксплуатации машинного оборудования, управляет которым работник. На плечи последнего ложится еще ответственность за выполнение определенных функций.
  • Автоматизированный труд. Предполагает видоизменение предмета посредством эксплуатации автоматического оборудования. От работника требуется осуществление качественного контроля над механизмами, которые выполняют все необходимые функции без привлечения человеческого фактора.

В зависимости от условий труда бывает:

  • Стационарный и передвижной труд. Включает все виды труда, которые обусловлены спецификой технологического процесса и разновидностями производимого товара.
  • Легкая, средняя и тяжелая трудовая деятельность. Зависит от уровня физической нагрузки, которую получает работник при осуществлении тех или иных функций.
  • Свободный труд и регламентированный. Находится в зависимости от специфических условий трудовой деятельности и стилистики управления предприятием.

В зависимости от используемых методов привлечения людей выделяется:

  • Труд по внешнеэкономическому принуждению. Характерная черта – отсутствие желания работать у человека. Работник осуществляет трудовую деятельность по принуждению без какой-либо мотивации (материальной, духовной и т.д.).
  • Трудовая деятельность по экономическому принуждению. Человек работает ради того, чтобы иметь средства на существование и содержание себя и своей семьи. Трудовой деятельностью по принуждению заняты все наемные работники.
  • Труд по собственной воле. Характерная черта – присутствие у работника желания реализовать свой трудовой потенциал. Результаты такого труда идут на благо общества.

Основные формы труда

  1. Формы трудовой деятельности, связанные с задействованием мышечной активности. Требуют значительных энергетических затрат работника, поскольку в основе лежат физические нагрузки, а выполнение каких-либо процессов в автоматическом режиме невозможно. К такой форме относится ручной труд.
  2. Механизированные формы трудовой деятельности. Характеризуются меньшей физической активностью и усложнением программы действий, что связано с применением механизированного оборудования.
  3. Частично автоматизированные формы труда.

    В производственном процессе ключевую роль играют автоматическое оборудование и станки, а человек нужен лишь для того, чтобы осуществлять обслуживание используемых машин. Характерные черты: монотонность, ускоренный темп трудовой деятельности, подавление творческих инициатив.

  4. Формы трудовой деятельности, требующие управления процессами на производстве. Включает все виды труда, в которых работник выступает в качестве необходимого оперативного звена, а его главная задача – управление производственным процессом и контроль над автоматизированным оборудованием.
  5. Интеллектуальные формы труда.

    Характеризуются необходимостью активации мыслительной деятельности мозга, памяти, внимания и др., а также минимальными физическими нагрузками. К такой форме относится управленческий, творческий и научный труд, а также трудовая деятельность работников медицины.

  6. Конвейерные формы труда.

    Характерная черта: разделение производственного процесса на отдельные операции, выполнять которые следует в определенной последовательности. Детали к каждому работнику подаются в автоматическом режиме посредством эксплуатации ленточного конвейера.

Особенности умственной работы

Умственный труд – деятельность, требующая приема и переработки информационных данных, осуществление чего происходит благодаря активизации мыслительного процесса.

Для умственной трудовой деятельности характерным является сильное напряжение деятельности центральной нервной системы.

Также не исключены случаи, когда для успешного осуществления умственной работы необходимы физические нагрузки.

К умственно трудящимся относятся управленцы, операторы, работники творческих профессий, медицинские работники, учащиеся и студенты.

К категории “операторы” относятся люди, трудовая деятельность которых связана с управлением машинами, оборудованием, контролем за протеканием технологических процессов.

Управленческий труд выполняют руководители организаций, предприятий, преподаватели. Особенность: минимальное количество времени для переработки информации.

К творческим профессиям относятся артисты, художники, писатели, композиторы, конструкторы. Творческий труд – самая сложная разновидность умственного труда.

Медицинский персонал также считается интеллектуальным, но только те специальности, которые подразумевают постоянный контакт с людьми – пациентами, а выполнение работы требует повышенной ответственности, где решение нужно принимать в кратчайшие сроки, присутствует дефицит фактора времени.

Научный труд учащихся школ и вузов требует активации памяти, внимания и восприятия.

Физическая трудовая деятельность

Физический труд осуществляется за счет определенных физических нагрузок. Характерная особенность – взаимодействие человека-работника со средствами труда. При физической трудовой деятельности человек является частью технологического процесса и исполнителем тех или иных функций в трудовом процессе.

Умственная и физическая трудовая деятельность: физиологические различия

Умственная и физическая трудовая деятельность связаны между собой и взаимозависимы. Любой умственный труд требует определенных энергетических затрат, так же как и физический невозможен без активизации информационной составляющей.

Например, все виды ручного труда требуют от человека активизации как умственных процессов, так и физической активности.

Разница состоит в том, что при физической трудовой деятельности доминирует расход энергии, а при интеллектуальной – работа мозга.

Умственная деятельность приводит в действие большую численность нервных элементов, нежели физическая, поскольку умственный труд сложен, квалифицирован, обширен и многогранен.

Физические утомления более ощутимы от физической активности, чем от умственного труда. Кроме того, при наступлении усталости физические работы можно прекратить, умственную деятельность остановить же нельзя.

Профессии физического труда

На сегодняшний день физический труд более востребован, а умелым рабочим трудоустроиться гораздо легче, чем «интеллектуалам».

Нехватка рабочих рук обуславливает относительно высокие ставки за выполнение работ, требующих физических усилий.

Кроме того, если тяжелые физические работы выполняются в неблагоприятных для здоровья человека условиях, предусмотрена повышенная оплата на законодательном уровне.

Легким физическим трудом занимаются: производственные работники, управляющие автоматизированным процессом, обслуживающий персонал, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитары, продавцы промышленных товаров, инструкторы физкультуры, тренеры спортивных секций и т.д.

К профессиям с физическими нагрузками средней тяжести относятся: станочник деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, слесарь, наладчик, врач-хирург, химик, текстильщик, водитель, работник пищевой промышленности, обслуживающий персонал в коммунально-бытовой сфере и в области общественного питания, продавец товаров производственного предназначения, железнодорожник, машинист подъемного транспорта.

К профессиям с тяжелыми физическими нагрузками относятся: строитель, практически все виды сельскохозяйственного труда, механизатор, горнорабочий поверхностный, работник нефтяной, газовой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, металлург, литейщик и др.

К профессиям с физическим трудом повышенной степени тяжести относятся: горнорабочий подземный, сталевар, вальщик леса, раздельщик древесины, каменщик, бетонщик, землекоп, грузчик немеханизированного труда, работник в сфере производства стройматериалов (немеханизированного труда).

Функции труда

Труд выполняет следующие функции:

  • участвует в воспроизводстве благ (является одним из производственных факторов), направленных на удовлетворение человеческих потребностей;
  • формирует общественное богатство;
  • способствует развитию общества;
  • обуславливает развитие научно-технического прогресса и культуры;
  • участвует в формировании человека;
  • выступает в качестве способа самореализации и самовыражения индивидуума.

Роль труда в жизни человека

«Труд из обезьяны сделал человека» – знакомая фраза, не так ли? Именно в этой фразе скрывается глубокий смысл, который отражает величайшую роль труда в жизни каждого из нас.

Трудовая деятельность позволяет человеку стать личностью, а личности – реализоваться. Труд – гарант развития, получения новых знаний, навыков и опыта.

Что происходит дальше? Человек самосовершенствуется, приобретает знания, опыт, опираясь на которые создает новые товары, услуги, культурные ценности, провоцируя научно-технический прогресс, вызывая новые потребности и полностью их удовлетворяя.

Источник: https://FB.ru/article/181009/vidyi-truda-i-ih-harakteristika

Очевидные и неочевидные преимущества физического труда

Тяжелый физический труд определение

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему физический труд часто противопоставляется образованности, счастливой и полноценной жизни, не пользуется уважением и почётом? Для меня такое положение вещей долгое время было само собой разумеющимся. Но, как часто происходит в моей жизни, настал черёд и этого вопроса, чтобы быть подвергнутым сомнению и анализу.

Начиная с последних классов школы, меня перестали удовлетворять ответы типа «Все так живут», «Все так думают», «Все так делают». Вот и сегодня я постараюсь показать вам, что в вопросах физического труда большинство не право, что без него мы не сможем гармонично развиваться, добиваться успеха, жить счастливо и полноценно.

Возможные причины неверного отношения

Для начала давайте разберёмся с причинами неверного отношения. Первая причина — лень — стара, как и сама человеческая природа. Я не хочу сказать, что интеллектуальному труду лень не помеха. Иногда даже наоборот: я начинаю заниматься тяжёлым физическим трудом, только бы не писать статью.

Но если человеку предложить на выбор любую профессию, то, скорее всего, его выбор будет больше связан с интеллектуальным трудом, чем с физическим. А то, что человеку не нравится, он зачастую пытается представить себе и другим как малополезное или вообще ненужное. Здесь на помощь приходят идеи Платона.

Платон учил, что человек обладает бессмертной душой — мыслящей и чувствующей сущностью, связанной с высшими информационными и духовными материями. Тело для души — это всего лишь временное пристанище, связанное со всем низким, земным и нечистым. Здесь начинается чрезмерное превознесение умствований над физическим трудом.

К тому времени, как христианство становится государственной религией Римской империи, идеи Платона уже прочно входят в него, несмотря на то, что главная книга христиан — Библия — ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь.

Такое отношение проникает во все слои общества и во всю культуру Европы. К тому же для борьбы с Реформацией орден иезуитов создаёт по всей Европе школы и университеты, система и философия образования которых стали фундаментом почти во всех учебных заведениях современного мира.

Таким образом, вдобавок к естественной лени человек с детства получает установку на то, что интеллектуальный труд связан с чем-то возвышенным, духовным и достоин почёта, а физический — это удел плебеев.

И третья причина вытекает из второй и, в свою очередь, ещё сильнее закрепляет её в нашем сознании.

Происходит это следующим образом: ребёнок ленится работать интеллектуально и плохо учится в школе (или ему отбили охоту к учёбе), в результате он вырастает человеком, не способным к интеллектуальному труду, самообучению и саморазвитию.

Низкий уровень интеллекта, маленький словарный запас, низкая культура — единственной перспективой остаётся неквалифицированный или малоквалифицированный физический труд.

Смотря на такого человека, люди обычно путают причину и следствие и утверждаются во мнении, что физический труд не способствует умственному и нравственному развитию и вообще росту человека как личности. Ниже мы увидим, что на самом деле при правильном подходе всё как раз наоборот.

Общая польза от физической активности

Сегодня всё чаще учёные говорят, что занятия спортом помогают нам становиться умнее.

В своей книге «Правила мозга» Джон Медина приводит массу интересных фактов о благотворном влиянии физической активности на мозг и его работу:

…физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов в отличие от малоподвижного образа жизни.

Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта.

Такие тесты определяют быстроту мышления и способность мыслить абстрактно, воспроизводить ранее полученные знания для решения новой проблемы.

Джон Медина

Медина также сообщает, что физическая активность снижает риск возникновения деменции вдвое, а в случае с болезнью Альцгеймера результат составляет даже 60%! На 57% снижается риск одной из главных причин возрастных болезней мозга — приступа стенокардии. Физическая нагрузка также помогает регулировать поступление в кровь норэпинефрина, дофамина и серотонина, которые напрямую связаны со здоровьем мозга и его функционированием.

К сожалению, сегодня малоподвижный образ жизни — проблема не только взрослых людей, занятых работой в офисе, но и детей, прикованных к телевизору, компьютеру и планшетам со смартфонами. Это отрицательно сказывается не только на физическом, но и на умственном здоровье:

…физическая активность совершенствует детей. Дети в хорошей физической форме быстрее распознают визуальные стимулы, чем их малоподвижные сверстники, и лучше концентрируются. Исследования умственной активности показали, что физически активные дети и подростки используют больше когнитивных ресурсов для выполнения заданий.

Джон Медина

Физический труд может дать не меньше полезной и разнообразной нагрузки нашему телу, чем спортивные упражнения, оказывая такое же благотворное влияние на него как, например, бег. Но при всём этом физический труд может дать ещё нагрузку для нашего мозга, которую он не сможет получить больше нигде.

Практический ум

Даже во время уборки квартиры наш мозг решает намного больше практических задач, чем при решении сложных математических уравнений.

Поэтому правильно организованный физический труд способствует формированию практического мышления.

В таком случае человек учится видеть причинно-следственную связь и получает навык предугадывать последствия и результаты не только своих дел, но и слов и мыслей.

Но из-за того, что физический труд считается проклятием или наказанием, большинство выполняет свою работу бездумно, по накатанной и без творчества. Конечно, такое положение никак не способствует практическому мышлению, которое так необходимо для достижения успеха и полноты жизни.

Дети, воспитанные на видеоиграх и фильмах, где зачастую причинно-следственные связи совершенно отсутствуют или мало общего имеют с реальностью, когда вырастают, часто просто не могут понять, что происходит с их жизнью, и берутся ругать звёзды, мировые заговоры, правительство, иностранцев, соседей… А ещё с неприятным удивлением для себя узнают, что жизнь иногда оказывается тяжёлой и сложной штукой и их знания, навыки, и характер совершенно не подготовлены к ней.

Не зря же в Кремниевой долине есть школа, в которой дети учатся (без компьютеров и планшетов) лепить, рисовать, вырезать и вообще работать руками. И отдают в эту школу своих детей знаменитые персоны Hi-Tech-общества. Многие из них, как и Стив Джобс когда-то, в разной степени ограничивают общение своих детей с гаджетами.

Воспитание характера

Физический же труд может стать прекрасным помощником и в воспитании характера. А точнее, в воспитании качеств характера: целеустремлённости, упорства, трудолюбия, аккуратности, основательности — которые критически важны для успеха, развития, роста и преодоления трудностей.

Хочет того ребёнок или нет, но, выполняя порученное ему задание или переделывая плохо сделанное, он воспитывает в себе все эти качества. А то, что без них невозможно достичь ничего толкового, думаю, объяснять нет необходимости. Дети, разделяющие с другими членами семьи часть домашних обязанностей, вырастают более самостоятельными, более подготовленными к жизни и её неприятным сюрпризам.

Готовность к превратностям жизни

Никто не знает, как в дальнейшем сложатся для нас обстоятельства, но человек, приученный к физическому труду, и в этой ситуации имеет преимущество. Обретённые навыки помогут найти временную работу или даже открыть собственное дело, а закалённый характер поможет не сдаться и не опуститься до воровства или попрошайничества.

А если взять крайние случаи — необитаемый остров, природные катаклизмы и другие «концы света», — то вряд ли навыки блогера или программиста помогут, если нет электричества. Полезными в такой ситуации будут совсем другие умения.

Полезный практический результат

И, кстати, о полезности. Практический результат, который может быть полезным лично для вас и других людей, — это ещё одно преимущество физического труда.

Если результатом спортивных упражнений будет здоровье тела и разума, то к результатам физического труда могут добавиться овощи и фрукты с собственного участка, уютная и красивая обстановка жилья или даже балкона.

Выход: полюбите физический труд

Что же теперь делать? Бросить интеллектуальный труд и спортивные упражнения? Конечно, нет. Для начала можно просто пользоваться каждой возможностью физически потрудиться: от простого рытья канавы до создания шедевральной мебели из крепкого дуба.

Ну и самое главное: если трудиться без хорошего настроя, без творческого подхода, то невозможно будет выжать все бонусы. Можно ли полюбить физический труд? Знаю из личного опыта, что можно, хотя нескоро и нелегко.

Думайте о тех преимуществах, которые он даёт, причём бесплатно. Обычно люди платят немалые деньги за разные тренинги, а тут мы получаем тренинг для мышц, для мозга, для характера да ещё с полезным внешним результатом.

Вы как хотите, а я помчался обрабатывать виноградник.

Источник: https://Lifehacker.ru/fizicheskij-trud/

Основы физиологии труда

Тяжелый физический труд определение

Если систему «человек – среда обитания» рассматривать как единую общность, то надо сказать, что её эффективность в значительной степени будет зависеть от того, насколько безопасна и удобна работа самого человека. Любая система с участием труда человека должна учитывать особенности действия «человеческого фактора».

Определение 1

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание потребительской стоимости. Он является источником материальных благ и основой формирования общества.

Такая деятельность как минимум имеет 3 важных свойства:

  1. Цель своего осуществления;
  2. Востребованность обществом;
  3. Созидательную направленность.

Как форма жизнедеятельности человека труд является организованным процессом, в котором объединяются основные компоненты:

  1. Главный субъект трудовой деятельности – человек, независимо от характера его труда;
  2. Объект (предмет) трудовой деятельности, на который направлены трудовые усилия;
  3. Средства труда для осуществления главной трудовой цели;
  4. Условия труда, в которых протекает трудовая деятельность человека.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Все эти компоненты в совокупности и образуют единую систему «человек – среда обитания». Средства труда, которыми пользуется человек в процессе своей трудовой деятельности – приспособления, машины, механизмы, станки – не только оказывают помощь в достижении цели, но и могут являться источниками опасностей.

Выделяются 2 вида трудовой деятельности:

  1. Физический труд;
  2. Умственный труд.

Для физического труда, как правило, характерна высокая нагрузка на опорно-двигательную и функциональную систему организма – сердечнососудистую, нервномышечную и др.

Физический труд с одной стороны стимулирует обменные процессы, происходящие в организме, и способствует развитию мышечной системы, но с другой стороны он является низкопроизводительным трудом и требует длительного отдыха работающих.

Умственный труд связан с приёмами и обработкой информации, которая требует большого умственного напряжения.

Физиология физического труда

Высокая физическая нагрузка связана с интенсивностью работы мышц человека в процессе физического труда, в хозяйственно-бытовой работе, в занятиях физической культурой и спортом.

Специалисты изучают влияние физических нагрузок на функциональное состояние и работоспособность человека, что является важным и необходимым для разработки рациональной организации режима труда и отдыха, а также качественного и количественного питания.

Важность изучения физических нагрузок состоит ещё и в том, что развитие органов чувств, нервно-психическое и эмоциональное напряжение, зависят от двигательной деятельности организма. Мышечное напряжение и эмоциональное состояние человека на протяжении эволюции всегда сопутствовали друг другу.

Например, встреча с хищником вызывала страх и потребность убежать и спрятаться. Встреча с небольшими животными, являвшимися источниками питания, вызывала положительные эмоции и необходимость догнать. Мышечная активность в значительной степени усиливается эмоциями, так, в состоянии аффекта человек способен совершить такую мышечную работу, которая в обычном состоянии просто невозможна.

Физическая деятельность имеет $2 $составляющие – статическую и динамическую работу.

Деятельность мышц может протекать в условиях сохранения неподвижного положения тела – это будет статическая работа.

Сокращение мышц при этом происходит в изометрическом режиме, что значит без изменения длины, поэтому в строго физическом смысле механическая работа будет отсутствовать.

Рабочая форма человека поддерживается статической работой, которая осуществляется за счет тонических сокращений мышц определенной группы. Различное напряжение мышц поддерживает ту или иную позу, а самой простой из них является лежачая поза.

Во время лежания напрягаются только разгибатели. Лежание на боку вызывает наименьшее напряжение мышц. Разгибатели туловища и шеи наиболее напряжены при сидении. Многие мышцы туловища, шеи и ног напрягаются во время стояния.

Зато обмен веществ при статической работе становится выше, а расход энергии увеличивается и выделяется в виде тепла.

Данный вид работы утомителен, потому что сопровождается непрерывным потоком импульсов от проприорецепторов мышц в центральной нервной системе.

Перемещение человека в пространстве, т.е. его движение связано с динамической работой. Мышцы работают в ауксотоническом режиме, который характеризуется изменением длины и тонуса мышцы, происходит их сокращение и напряжение.

Расход энергии идет на то, чтобы поддержать определенные сокращения в мышцах и на механический эффект работы. Поскольку вычислить работу в механических единицах невозможно, поэтому для определения величины физических нагрузок, пользуются определением энергетических трат.

Расход энергии и величина мышечной работы будут пропорциональны друг другу.

Замечание 1

В основе оценки тяжести труда, таким образом, лежит величина расхода энергии, реакции сердечнососудистой системы, дыхания, терморегуляция и другие физиологические показатели.

Например, частота пульса при низких физических нагрузках будет $76$-$100$ ударов в минуту. Средние физические нагрузки приводят к частоте $110$ -$125$ ударов в минуту, частота ударов при высоких физических нагрузках составляет более $175$ ударов в минуту.

Профессиональная деятельность человека не обходится без нервно-психического напряжения и в этом случае тоже гарантировано учащение пульса, поэтому величина энергетических затрат, отражающая динамическую нагрузку, становится более надежным критерием оценки тяжести физической нагрузки.

На основании физиологических показателей и энергетических трат выделены категории тяжести физической работы:

  1. Легкая физическая работа;
  2. Умеренная физическая работа;
  3. Тяжелая физическая работа;
  4. Очень тяжелая физическая работа.

Энергетические затраты легких физических работ по санитарно-гигиеническим нормам требуют $150$ ккал/час.

Энергозатраты тяжелых физических работ составляют более $250$ ккал/час, при этом физиологической нормой для человека является физическая нагрузка в $180$ ккал/час.

С физической работой связано понятие «физиологический резерв» – это способность какого-либо органа или функциональной системы значительно усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием покоя.

Замечание 2

Зависит эта способность от физической тренированности человека и сложилась она в процессе эволюции. Например, в состоянии покоя скелетная мускулатура потребляет $25$-$30$ % МОК (минутный объем кровообращения). Потребление при тяжелой физической работе увеличивается до $85$ %.

Частота сердечных сокращений у пловцов $170$-$205$ уд /мин. Активность дыхания во время физической работы увеличивается в $10$ раз, а потребление кислорода – в $15$-$16$ раз. Физиологический резерв организма можно улучшить при систематических занятиях спортом.

В хорошо тренированном организме этот резерв максимально не используется.

Физиология умственного труда

Проблема умственной и эмоциональной деятельности является значимой для современной практической медицины. Вообще любая деятельность – это деятельность центральной нервной системы человека и наступающее утомление является следствием тормозных процессов в клетках коры головного мозга.

Изменения крови при умственной работе незначительны и непостоянны. Имеет место быть некоторое снижение сахара в крови, увеличение содержания неорганического фосфора, холестерина, креатина, понижение щелочных резервов.

Поскольку данные изменения небольшие, то судить об интенсивности умственной деятельности невозможно.

Работы, относящиеся к умственному труду:

  1. Приём и переработка информации;
  2. Работы с напряжением сенсорного аппарата;
  3. Работы с повышенным вниманием;
  4. Работы, связанные с памятью и мышлением;
  5. Работы с напряжением эмоциональной сферы.

Эмоциональное напряжение при умственной работе является главным фактором переутомления.

Причины, которые могут вызвать эмоциональное напряжение:

  1. Объем обрабатываемой информации и её разное качество;
  2. Ограниченное время для принятия решений;
  3. Личная ответственность и социальная значимость принятых решений.

Результатом эмоционального перенапряжения являются нервные и сердечнососудистые заболевания.

Особенность умственного труда состоит в том, что мозг человека выступает не только как регулирующее звено, но и как рабочий орган, поэтому совершенно естественно, что его функциональное состояние будет определяющим в этом процессе.

Эффективность умственной деятельности определяют психофизиологические факторы:

  1. Устойчивая доминанта в процессе деятельности, т.е. стабильность уровня работоспособности;
  2. Интегративная реализация умственной деятельности, т.е. всем мозгом, но некоторые отделы мозга работают специализированно;
  3. Иерархически организованные функциональные системы деятельности, которые являются морфофизиологическим субстратом различных психических процессов;
  4. Активация соответствующей функциональной системы связана с осуществлением психических процессов;
  5. Умственная работа вызывает локальную активизацию нервных центров;
  6. Активные центры при умственной работе одновременно возникают в обоих полушариях мозга, но интегративные связи не симметричны, потому что левое и правое полушария выполняют различные роли.

Нервное напряжение активированных корковых структур, принимающих участие в конкретной деятельности, говорит о напряженности умственного труда.

Существует несколько способов, позволяющих оценить состояние напряжения:

  1. Биоэлектрическая активность головного мозга;
  2. Кровоснабжение мозга;
  3. Методы функциональных проб;
  4. Динамика внимания, памяти, восприятия, скорости реагирования;
  5. Динамика вегетативных показателей при умственной деятельности;
  6. Связь личностных характеристик с нервным переутомлением и нарушением психологического здоровья.

Психологическая работоспособность человека определяется умственной деятельностью. Она состоит из общей работоспособности, профессиональной, потенциальной и актуальной работоспособности.

Возможность человека заниматься любой общественно полезной деятельностью говорит об общей работоспособности человека и устойчивых качествах личностного здоровья.

Для выполнения объема и качества работ определенной квалификации требуется профессиональная работоспособность, отражающая характеристики систем и функций человека, необходимых для их выполнения.

Потенциальная работоспособность предполагает выносливость человека к определенного рода нагрузкам.

Замечание 3

Состояние работника, определяющее уровень эффективности его работы в определенный промежуток времени, относится к актуальной работоспособности, которая во времени меняется.

Источник: https://spravochnick.ru/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti/osnovy_fiziologii_truda/

Умственный и физический труд: что лучше?

Тяжелый физический труд определение

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или «Да с твоим здоровьем только в кабинете работать и ничего тяжелее ручки не поднимать».

Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то, наоборот, считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков.

Адукар расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.

Чем отличаются умственный и физический труд?

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.

С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.

Ещё в конце ХIX века физиолог Моссо установил, что профессор, прочитавший лекцию, теряет 20% мышечной силы, т. е. утомляется физически. А у студента после трёхчасового экзамена мышечная сила снижается в 4 раза

Минусы умственного труда

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов.

Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки.

В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.

Польза физического труда

Физическая активность улучшает работу мозгa, состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласитесь.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову.

Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика – в общем, делать всё, что душе угодно.

Иначе работа может наскучить в скором времени.

В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание.

При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое в умеренном количестве тоже не повредит.

А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/umstvennyj-i-fizicheskij-trud

О влиянии тяжелого физического труда на здоровье мужчины

Тяжелый физический труд определение

12.07.12 Андрей Галышев 

Как часто мы становимся свидетелями и невольными участниками споров о том, какой труд тяжелее – умственный или физический.

Мы не будем на страницах этого интернет-журнала пытаться ответить на этот вечный вопрос, а лучше проанализируем, как влияет тяжелый физический труд на организм человека? Есть ли положительные моменты или все достоинства нивелируются негативным влиянием тяжелого труда на здоровье мужчины? И, конечно, попробуем разобраться, как бороться с негативными последствиями чрезмерных нагрузок.

Что такое тяжелый физический труд?

Определимся с самим понятием. Труд водителя не является тяжелым физическим, хотя и связан с длительной статической нагрузкой. То же самое можно сказать о сапожнике или хирурге – статические нагрузки, безусловно, вредят нашему организму, но причислять представителей подобных профессий к работникам тяжелого физического труда будет большой ошибкой.

Тяжелый труд неразрывно связан с интенсивными динамическими и статическими физическими нагрузками при подъеме, перемещении и удержании тяжестей.

Согласно этому определению в данную категорию попадают погрузочно-разгрузочные работы, многие виды работ в строительном секторе, сталкиваются с тяжелым физическим трудом работники металлургических предприятий.

По определению тяжелым является труд в горно-добывающей отрасли; по сей день осталось место физическому труду и в сельском хозяйстве.

Последствия тяжелого физического труда

Физические нагрузки нашему организму необходимы – они способствуют формированию мышечного каркаса и опорно-двигательного аппарата. Мужчина, который знаком с физическим трудом не понаслышке, как правило, крепок и телом, и духом. Но с одной оговоркой – до поры, до времени. 

Тяжелый физический труд не проходит бесследно. Очень скоро развивается гипертрофия тех мышечных групп, которые испытывают повышенную нагрузку. Одновременно наблюдается недоразвитие мышц, на долю которых приходится минимум усилий.

Усиленная работа мышц приводит к формированию контрактур, хроническому спазму мышечных волокон, а это в свою очередь, сказывается на смежных структурах – спутником тяжелого физического труда являются воспаления сухожилий, связок и суставов (тенденит, бурсит и артрит).

Не будем забывать и о дегенеративных изменениях в суставах (артрозы), для которых характерен иной механизм развития. Их причина – повышенная функциональная нагрузка на суставные ткани; дистрофические изменения по типу артрозов характерны для суставов нижних конечностей. Возможно развитие эректильной дисфункции.

К последствиям тяжелого физического труда относятся травмы, разрывы связок и сухожилий, вывихи и переломы. Конечно, разговор об опорно-двигательном аппарате был бы неполным без упоминания болезней позвоночника. Остеохондроз и другие дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночного столба не минуют ни одного работника тяжелого труда.

Страдает и сердечно-сосудистая система: длительный физический труд сопровождается гипертрофией сердечной мышцы, что со временем приводит к расширению желудочков и вторичной недостаточности клапанного аппарата. Постоянные физические нагрузки сказываются и на дыхательной системе. В целом можно сказать, что физический труд способствует быстрому истощению ресурсов организма и преждевременному старению.

Методы профилактики

  1. Рекомендуется соблюдать регламент работ и не пренебрегать перерывами на отдых, следует чередовать виды нагрузки, в течение смены необходимо равномерно нагружать противоположные группы мышц.
  2. Поднимать тяжести следует плавно, за счет усилий мышц ног, при выпрямленном в струну позвоночнике.

    Ни в коем случае не поднимайте груз за счет разгибания спины!

  3. При переносе тяжести вес груза должен быть распределен равномерно на обе руки, особенно если вы переносите тяжести регулярно и на большие расстояния. Если несете предмет перед собой – прижмите его к туловищу.
  4. Не поворачивайте корпус за счет позвоночника, когда переносите тяжести.

    Делайте поворот только за счет ног!

  5. Не наклоняйтесь, держа в руках тяжести. Если надо поставить груз на землю – присядьте или просто бросьте тяжелый предмет.

И все-таки следует помнить – труд облагораживает человека. А тяжелый труд, поднятие тяжестей – совсем не женское занятие. Но все следует делать с умом и в меру.

Оставайтесь мужчинами в любой ситуации и берегите себя одновременно!

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Источник: http://femina-maskulina.ru/katalog-statej/muzhskaja-tema/muzhskoe-zdorove/o-vlijanii-tjazhelogo-fizicheskogo-truda

Мир юриста
Добавить комментарий