Обратная сила закона в налоговом праве

2.3. Проблема обратной силы актов налогового законодательства

Обратная сила закона в налоговом праве

Вторая проблема, которая решена в ст.5, это проблема обратной силы актов налогового законодательства. По общему правилу, по правилу ст.57 Конституции обратная сила налоговых законов запрещена. В ст.57 Конституции сказано: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Что такое “ухудшающие положение налогоплательщиков”? Ст.5 НК дает ответ на вопрос, что такое ухудшение положения налогоплательщиков, когда обратная сила не допускается. К таковым относятся, во-первых, повышение налоговых ставок, установление или отягчение ответственности за налоговое правонарушение, установление новых обязанностей налогоплательщиков.

Кроме того, ухудшение положения относится не только к налогоплательщикам, но и к иным участникам налоговых правоотношений, то есть не допускается ухудшение и иных участников правоотношений, в том числе налоговых агентов. Но на самом деле есть ситуации, когда обратная сила налогового закона возможна и желательна. В ст.

5 предусматриваются ситуации, когда автоматически придается обратная сила налоговому закону, то есть независимо от указания в самом налоговом законе. Понятно, что речь идет об улучшении положения налогоплательщиков.

Речь идет об устранении или смягчении ответственности за налоговые правонарушения либо автоматически обратная сила возникает, когда устанавливаются дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

Наконец, в ст.5 есть еще одна ситуация, когда допускается обратная сила, но по прямому указанию закона, то есть не автоматически, а только если это указано в законе. Но такое указание в законе допускается не всегда, а только в случаях, перечисленных в ст.5, то есть основания обратной силы заложены в самой ст.5. К этим ситуациям относится отмена налогов или сборов.

Если налог отменяется, скажем, с 1 января следующего года, то отсутствие обратной силы (если не будет прямого указания) означает, что он будет взиматься до тех пор, пока будет возникать недоимка, то есть еще, как минимум, три года. Если же будет в законе придана обратная сила, то тем самым взимание отмененного налога прекращается на этапе вступления налогового закона в силу.

Безусловно, это разные вещи. Поэтому такая обратная сила возможна, но если это прямо указано в самом налоговом законе. Вторая ситуация такой обратной силы – это снижение размеров налогов или сборов, снижение размеров ставок налогов или сборов.

Третья ситуация допустимой обратной силы – это устранение обязанностей налогоплательщиков или плательщиков сборов или иное улучшение положения налогоплательщиков.

Законодательство о налогах и сборах. Действие актов законодательства о налогах во времени

Согласно смыслу статьи 57 Конституции РФ применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта…

Налоговые акты в системе законодательства РФ

2.2. Особенности вступления в силу актов налогового законодательства

Для того чтобы грамотно применять на практике правовую информацию, необходимо знать действующее законодательство о порядке вступления в силу нормативных правовых актов…

Налоговые акты в системе законодательства РФ

3. Соотношение актов налогового законодательства и иных законов, устанавливающих налоговые льготы

В настоящее время по-прежнему возникают вопросы о правомерности использования налоговых льгот, установленных законами, не регулирующими в целом вопросы налогообложения…

Особенности налогового администрирования в Великобритании

2.3 Развитие налогового законодательства Великобритании

Для Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии конец XX — первое десятилетие XXI в. ознаменовались проведением крупномасштабных реформ, затронувших конституционные основы государства, его территориальное устройство…

Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

3.1 Проблемы налогового законодательства

В настоящий момент, думается, ни у кого не вызывает сомнения необходимость проведения разовой реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, образовавшейся в прежние годы. Но, к сожалению…

Понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе

f1. Характеристика налогового законодательства и его структура

Понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе

1.1 Понятие налогового законодательства

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет…

Понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе

1.3 Структура налогового законодательства

Структура системы налогов и сборов повторяет структуру бюджетной системы РФ и имеет три уровня: 1) федеральные налоги и сборы; 2) региональные налоги и сборы; 3) местные налоги и сборы…

Порядок исчисления и уплата акцизов при импорте товаров

f1. Общие требования налогового законодательства

Акцизы являются дополнительным налогом, взимаемым при реализации товаров, отличающихся повышенным спросом и высокой рентабельностью. Акцизы относятся к косвенным налогам, т. е. сумма акциза включается в цену проданных товаров…

Правовые основы установления, введения и отмены налогов и сборов в РФ

3.2. Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют…

Предмет и методика налогового права

3.1.Понятие и состав налогового законодательства

А.В. Перов и А.В. Толкушкин под законодательством и налогах и сборах понимают совокупность актов законодательства, регламентирующих по-рядок и правила установления…

1.10 Принцип стабильности налогового законодательства

С охарактеризованными принципами, и в первую очередь с принципом определенности налогообложения, тесно связан принцип стабильности налогового законодательства. По этому поводу известный специалист по налоговому праву С.Г…

Проблемы налогообложения в России

3. Проблемы налогового законодательства

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов…

Социально-экономическая сущность налогов

3.1 Основные недостатки налогового законодательства

Если бы мы обсуждали этот вопрос в 2000 году, недостатки были бы очевидны, как и основные направления налоговой реформы. Сейчас сложно выделить настолько же масштабные проблемы, подобные тем, которые решались при написании Налогового кодекса…

Упрощенная система налогообложения

fГлава 3. Изменение налогового законодательства

Новые положения В Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, дающие возможность перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2010 года организациям, доход которых за 9 месяцев 2009 года составил не более 45 млн. руб. При этом до 60 млн…

Источник: http://fin.bobrodobro.ru/32021

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Обратная сила закона в налоговом праве
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Вопрос о действии актов законодательства о налогах и сбора во времени достаточно актуален.

Постоянных налогов и налоговых систем не существует. Законодательство меняется во времени из-за нехватки средств в бюджете, из-за новых товаров и несовершенства налогового законодательства.

Действие актов во времени – это законодательно закрепленные периоды вступления правовых норм в действие. Данный вопрос требует пристального внимания, поскольку права налогоплательщиков закреплены Налоговым Кодексом РФ с опорой на статью 57 Конституции РФ.

Так, к примеру, краевой закон был опубликован 29 ноября 2015 года. Один месяц со срока опубликования истекает 29 декабря 2015 года.

Налоговый период для данного закона установлен сроком в 1 год, а значит новый период начинается с 1 января 2016 года, следовательно, Закон может вступить в силу не ранее, чем с 1 января 2016 года.

При несоблюдении данного правила нарушаются конституционные права граждан.

Правила действия налоговой нормы в действии

Налоговая норма действует следующим образом. Согласно Конституции РФ, законно требование законодательства о форме, содержании, процедуре принятия и порядку введения в действие налоговых актов. Статья 57 требует от законодательства установления разумных сроков, после которых у граждан и организаций возникает необходимость платить налоги и сборы.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания должны вступить в силу через 10 дней после того, как были официально опубликованы. Такой порядок действует, если отдельными актами не предусмотрено иное.

Нормативный акт вступает в силу только после публикации его в официальных налоговых источниках.

Такие правила введения в действие актов о налогах и сборах применимы и к нормативно-правовым актам органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Официальная публикация источников права закреплена Конституцией РФ и невыполнение этого требования ограничивает применение конкретного налогового акта.

Модели введения в действие акта законодательства о налогах и сборах

Налоговым законодательством установлено 2 основные модели, по которым акт законодательства о налогах и сборах вводится в действие.

Первая модель предполагает введение в действие:

  • Федеральных законов, устанавливающих поправки в налоговом законодательстве в рамках установления новых налогов;
  • Актов законодательства о налогах и сборах в регионах РФ, вводящих региональные налоги;
  • нормативных актов правительства муниципалитетов, которые вводят новые местные налоги.

Вторая модель временного введения в работу актов о налогах и сборах относится ко всем остальным актам, которые вносят дополнения в действующие законы о налогах и сборах. Здесь налоговый период – календарный год или другой отрезок времени (месяц, квартал, полугодие и т.д.), после которого определяют налоговую базу и начисляют налоговые платежи.

Время вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах

Время вступления в силу того или иного акта зависит от модели введения актов в действия. Так, в случае первой модели нормативные законодательные акты о налогах и сборах обретают силе после 1 января года, следующего за годом принятия, но не раньше 1 месяца после их публикации.

Акты второй модели вступают в действие не раньше, чем по прошествии 1 месяца после публикации и не ранее 1 числа соответствующего налогового периода. Другими словами, акты должны вступить в силу с 1 числа месяца, а которого начинается определенный налоговый период в рамках отдельного налога.

Официальное опубликование актов законодательства о налогах и сборах

Каждый источник права должен быть официально опубликован. Сегодня, Федеральные законы публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете», Собрании законодательства Российской Федерации. Постановления правительства РФ публикуются в «российской газете» и собрании законодательства.

Подведомственные нормативные акты публикуются в «Российской газете», Бюллетене нормативных актов.

Помимо вышеперечисленных источников, обязательно опубликование на официальном источнике в Интернете.

Отдельное средство массовой информации для конкретных законодательных актов устанавливается органами власти субъектов РФ. Источники и порядок опубликования в местном самоуправлении установлены в Уставе муниципалитета.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определяет помимо порядка вступления актов в силу нормами, которые устанавливаются запрет обратной силы законодательных актов.

Акты налогового законодательства, имеющие обратную силу

Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за неуплату налогов и сборов, нарушение требований по срокам имеют обратную силу. К таким актам также относятся те, которые устанавливают дополнительную гарантию для налогоплательщиков.

Также обратную силу имеют акты, в которых предусмотрено снижение станок налогов и сборов, и акты, отменяющие обязанности плательщиков и каким-либо другим способом упрощающие положение налоговых агентов.

Акты налогового законодательства, не имеющие обратную силу

Обратную силу не имеют следующие группы законодательных актов:

  • акты об установлении налогов и сборов, повышающих налоговые ставки;
  • акты, способствующие отягощению ответственности за налоговые нарушения;
  • акты, устанавливающие для налоговых агентов новые обязательства и ухудшающие положение плательщиков налогов и сборов каким-либо другим способом.

Данное правило об обратной силе регулируется статьей 57 Конституции РФ. Для развития данного положения запрет на обратную силу актов налогового законодательства, ухудшающих положение плательщиков. установлен статьей 5 НК РФ. Запрет установлен для актов о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти.

При возникновении нормы, ухудшающей положение налогоплательщика, она не применяется к правоотношениям, длящимся со дня официального введения такой нормы в действие.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/dejstvie-aktov-zakonodatelstva-o-nalogah-i-sborah-vo-vremeni.html

Налоговые споры: применение закона с обратной силой в практике арбитражных судов

Обратная сила закона в налоговом праве
директор Судебного департамента ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» адвокат по немецкому и российскому праву

Налоговые органы и арбитражные суды часто практикуют «придание обратной силы» постановлениям Президиума ВАС РФ.

Распространяя действие правовой позиции высшей судебной инстанции, выраженной в только что принятом правовом акте, на ранее исполненные налоговые обязательства, налоговые органы тем самым ухудшают положение налогоплательщиков.

{=Н=}еясность, нестабильность и противоречивость норм налогового законодательства оставляют огромное пространство для деятельности праворазъяснительных и правоприменительных органов.

В этот процесс вовлечены налоговые органы, применяющие нормы налогового законодательства в процессе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, Министерство финансов Российской Федерации, разъясняющее налоговое законодательство по запросам налогоплательщиков, и, наконец, суды, которые, рассматривая споры налогоплательщиков с налоговыми органами, ставят, как правило, последнюю точку в толковании и применении налоговых норм.

Тенденции, складывающиеся в российской судебной практике

Особую позицию в системе органов судебной власти занимает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Данное им толкование норм налогового законодательства фактически является обязательным для нижестоящих судебных инстанций при рассмотрении аналогичных споров.

Опосредованно такое толкование является обязательным и для налоговых органов, поскольку в конечном счете, если правоприменительная практика налоговых органов будет идти вразрез с позициями ВАС РФ, суды рано или поздно ее аннулируют.

Остался без ответа вопрос, в отношении каких периодов налоговые органы вправе или обязаны применять норму налогового законодательства в истолковании Высшего Арбитражного Суда РФ.

Ответ особенно важен, когда правовые позиции ВАС РФ приводят к возникновению у налогоплательщиков дополнительных налоговых выплат, например, в связи с увеличением налогооблагаемой базы, или уменьшением суммы вычетов, или возложением на налогоплательщиков ответственности [ сноска 1 ] .

Налоговые органы молниеносно реагируют на принятие Президиумом ВАС РФ постановлений, ухудшающих положение налогоплательщиков, и очень быстро перестраивают свою правоприменительную практику.

И в этом не было бы ничего страшного, если бы новое толкование применялось только к тем правам и обязанностям, которые исполняются налогоплательщиками после опубликования соответствующих правовых позиций.

Однако налоговые органы не ограничиваются контролем исполнения налогоплательщиками текущих и будущих налоговых обязательств, скорректированных в соответствии с появившейся правовой позицией ВАС РФ, но используют эту правовую позицию в отношении периодов, предшествующих опубликованию соответствующего постановления Президиума ВАС РФ. То есть фактически распространяют действие новой правовой позиции высшей судебной инстанции на ранее исполненные налоговые обязательства – иначе говоря, придают ей обратную силу.

Поскольку налоговые органы вправе проверить деятельность налогоплательщика за три года, предшествующие году начала проверки, то налоговые риски предпринимателей существенно возрастают.

Следует задать вопросы: «Правомерным ли является такое поведение налоговых органов при проведении налоговых проверок? Должен ли конституционный запрет обратной силы нормы закона, ухудшающей положение налогоплательщика, распространяться и на случаи, когда формально не измененная норма ухудшает положение налогоплательщика вследствие ее нового истолкования Высшим Арбитражным Судом РФ?»

Налоговые органы отвечают на первый вопрос утвердительно, ссылаясь на то, что формально норма налогового закона не менялась и поэтому не имеет места придание закону обратной силы.

Следствием такого подхода является доначисление налогов налогоплательщикам по результатам налоговых проверок.

Попытки налогоплательщиков отстоять эти суммы в суде остаются безуспешными, поскольку судьи также ссылаются на изменившуюся судебную практику и отказывают в удовлетворении требований налогоплательщиков.

К сожалению, Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Пленума от 14.02.2008 №14 фактически подтвердил правомерность такого подхода, указав, что установленная Высшим Арбитражным Судом РФ практика применения законодательства должна быть учтена судами апелляционной и кассационной инстанций и в том случае, когда суд первой инстанции не мог принять ее во внимание.

Причина такого подхода, на наш взгляд, кроется в позитивистском правосознании, которое до сих пор насаждается в большинстве юридических вузов России. Между тем такой подход – это даже не двадцатый, а девятнадцатый век в развитии права.

Анализ тенденций развития международных и иностранных правовых систем в отношении применения законов с обратной силой

Большинство стран, которые принято относить к странам с континентальной системой права, как в их правовой доктрине, так и в правоприменительной практике еще в середине XX века отказались рассматривать норму закона, формализованную в нормативно-правовом акте, в отрыве от ее толкования судебными органами. Аналогичного подхода придерживается и Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ), который в своих постановлениях  неоднократно указывал на то, что в отношении выражений «в соответствии с законом» и «предусмотрено законом», встречающихся в статьях 8–11 Конвенции, всегда понимал термин «закон» в материальном, а не формальном смысле: он включает как «писанное право», к которому относятся, среди прочего, подзаконные акты [ сноска 2 ] и регулятивные меры, принятые компетентными распорядительными органами на основании делегированных Парламентом полномочий по принятию решений [ сноска 3 ] , так и прецедентное право. Понятие «закон» должно пониматься как совокупность законодательства и созданного судьями «права» [ сноска 4 ] . В целом «закон» представляет собой действующее положение в том виде, в котором оно истолковано компетентными судами [ сноска 5 ] .

Таким образом, в указанных правовых системах эволюция правовой нормы отслеживается не только через формальное ее изменение законодателем, но и в разрезе ее применения органами судебной власти на практике.

Подобные принципиальные подходы присутствуют во многих правовых системах.

В США такой принцип именуется принципом обоснованных ожиданий, в Германии –принципом гарантированности права. Вот как сформулировал суть этого принципа Федеральный Конституционный суд Германии: «К существенным элементам принципа правового государства относится гарантированность права.

Гражданин должен иметь возможность предвидеть заранее пределы государственного вмешательства в его деятельность и соответственно планировать ее; он должен иметь право рассчитывать на то, что все его юридически значимые действия со всеми вытекающими из них правовыми последствиями, совершаемые им в соответствии с действующим правом, будут признаваться правомерными. Доверие гражданина к такому положению вещей нарушается, если законодатель  связывает с уже завершенными правоотношениями правовые последствия, ухудшающие положение гражданина по сравнению с тем, на что гражданин был вправе рассчитывать. Для гражданина гарантированность права означает в первую очередь защиту доверия…» [ сноска 6 ] .

Конституционный запрет обратной силы закона в России

Фундаментальной основой запрета обратной силы закона являются вытекающие из статуса Российской Федерации как правового государства принципы правовой определенности и стабильных условий хозяйствования. Именно так их сформулировал в своих постановлениях Конституционный Суд РФ.

Это означает, что установленный статьей 57 Конституции РФ запрет обратной силы норм закона, ухудшающих положение налогоплательщика, распространяется не только на случаи, когда указанное событие (ухудшение положения налогоплательщика) наступает в результате изменения законодателем текста правовой нормы, но и на те случаи, когда формально не изменившаяся норма в результате ее нового истолкования высшим судебным органом приводит к ухудшению положения налогоплательщика. Следовательно, налоговые органы при проведении налоговых проверок не вправе применять новое толкование нормы налогового законодательства, данное Высшим Арбитражным Судом РФ, к завершенным налоговым правоотношениям и исполненным налогоплательщиками налоговым обязанностям.

Однако если проанализировать фактически сложившуюся в России ситуацию, то можно смело утверждать, что в налоговых правоотношениях этот принцип не действует.

Разве можно говорить о правовой определенности или гарантированности права, когда, как в случае со льготой на финансирование капитальных вложений, налогоплательщики исполнили налоговые обязанности по уплате налога на прибыль за 2001  г. в первом квартале 2002  г., а в 2003  г.

ВАС РФ постановил, что льготу надо исчислять в другом порядке? Как результат, в 2004  г. налоговые органы в массовом порядке пришли к налогоплательщикам, пересчитали размер льготы, доначислили налог, пени и привлекли их к налоговой ответственности.

Могли ли налогоплательщики, исполняя налоговые обязанности в 2002  г., предполагать, что ВАС РФ в 2003  г.

радикально изменит судебную практику, которая до этого во всех округах складывалась исключительно в пользу налогоплательщиков? Могли ли они это предвидеть? Очевидно, что любой разумный человек на это ответит «нет».

В связи с этим необходимо также отметить, что, например, германская правовая система не ограничилась выведением принципа гарантированности права из доктрины и судебного толкования, но применительно к налоговым правоотношениям развила его и закрепила в законодательных актах. Так, в Закон о сборах 1977 г. [ сноска 7 ] был внесен параграф 176, в котором прямо предусмотрено, что основанием для отмены или изменения ранее принятого налоговым органом решения не могут являться такие обстоятельства, как:

1) установление Федеральным Конституционным судом ничтожности нормы, на основании которой вынесено налоговое решение;

2) отказ одного из высших федеральных судов от применения нормы, послужившей основанием для вынесения налогового решения, так как, по мнению этого суда, норма  противоречит Конституции;

3) изменение судебной практики одного из высших федеральных судов, которая учитывалась налоговыми органами при вынесении налогового решения.

Применительно к российской налоговой системе это означает невозможность использования указанных выше обстоятельств в качестве оснований для изменения размера налоговых обязанностей налогоплательщика по итогам выездной налоговой проверки.

Чего должны добиваться российские налогоплательщики?

Таким образом, можно сделать вывод,  что налогоплательщикам других государств на основании международно-правовых норм и вытекающих из статуса правового государства принципов правовой определенности и гарантированности права предоставляется адекватная защита их прав против непредвиденного и непредсказуемого вмешательства со стороны государства. Об этом свидетельствует приведенный выше анализ тенденций развития международно-правовой системы, базирующейся на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и решениях Европейского суда по правам человека, и правовых систем ряда иностранных государств.

В правовой системе Российской Федерации фактически такие гарантии отсутствуют как на законодательном уровне, так и на уровне судебной практики и доктрины. Между тем установление подобных гарантий в правовой системе Российской Федерации является одним из необходимых условий для повышения доверия граждан Российской Федерации к деятельности государства и его институтов.

По предложению одного из авторов статьи изложенная выше позиция о необходимости распространения предусмотренного статьей 57 Конституции РФ конституционного запрета обратной силы норм налогового закона и на те случаи, когда формально не изменившаяся норма в результате ее нового истолкования высшим судебным органом приводит к ухудшению положения налогоплательщика, была заявлена при рассмотрении в арбитражных судах налоговых споров по оспариванию результатов проведенных в 2004  г. повторных выездных налоговых проверок, касавшихся правильности исчисления в 2001  г. льготы на финансирование капитальных вложений для целей уменьшения налога на прибыль. Несмотря на то что большинство судебных инстанций отвергли эту позицию, при рассмотрении одного из таких дел с участием дочернего общества ОАО «ТНК-ВР Холдинг» суд первой инстанции поддержал позицию налогоплательщика и пришел к выводу о том, что изменившаяся в результате разъяснения ВАС РФ в сторону ухудшения положения налогоплательщика норма не должна являться основанием для доначисления налогов, пеней и привлечения налогоплательщика к ответственности в виде штрафа по результатам выездной налоговой проверки. К сожалению, суды апелляционной и кассационной инстанций не поддержали эту правовую позицию и отменили решение суда первой инстанции в части доначисления налогов и пеней. По вопросу о привлечении к налоговой ответственности суд кассационной инстанции принял формальное решение о наличии в действиях налогоплательщика вины в совершении налогового правонарушения, несмотря на то что суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что если доначисление налога происходит вследствие изменения судебной практики, то вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения отсутствует. Тем не менее размер штрафа был сокращен с более чем 100 млн руб. до символических 1005 руб. Размер фактически взысканного  судом штрафа свидетельствует о том, что и суд кассационной инстанции понимал, что в действиях налогоплательщика не было нарушений норм.

Приведенный выше пример показывает, что доминирующим для судей фактором в пользу вынесения таких решений является необходимость соблюдения единообразия судебной практики, чтобы избежать возможных отмен со стороны вышестоящих судебных инстанций. Такой подход фактически разрушает регулятивную роль судебной практики для участников правоотношений, поскольку он означает, что право, сформированное высшими судами, имеет значение только для суда, который разрешает спор.

Тем не менее снижение судебными инстанциями размера штрафных санкций в случае применения изменившейся судебной практики, безусловно, является положительной новостью для налогоплательщиков, и этим инструментом необходимо пользоваться при защите их прав и законных интересов.

Источник: http://nalogoved.ru/art/1593.html

Обратная сила закона

Обратная сила закона в налоговом праве

Законодательство и правовые нормы находятся в постоянном развитии:

  • действия, которые в прошлом не являлись общественно опасными, могут признаваться таковыми по новому законодательству, в их отношении вводится ответственность, которая не существовала ранее;
  • продукты, которые ранее свободно предлагались на финансовом рынке, ограничиваются в предложении только институциональным инвесторам;
  • сделки, которые совершались без ограничения, должны совершаться теперь только с разрешения регулятора.

Закон не имеет обратной силы

Во многих правовых системах стран мира существует основополагающий принцип о том, что закон не имеет обратной силы.

Принцип об отсутствии обратной силы закона означает, что вновь принимаемые законодательные акты не должны ухудшать статус лица.

Он, в том числе, означает, что новое законодательство не должно:

  • влиять на уже существующие договоры;
  • применяться к прошлым и уже законченным сделкам;
  • сказываться на полученных правах;
  • вводить дополнительные обязанности;
  • влиять на ранее существующие процедуры.

Принцип об отсутствии обратной силы закона основывается на общем понимании того, что

  • регулятор должен действовать разумно, быть последовательным и предсказуемым;
  • нельзя накладывать ответственность за то, что в момент совершения не считалось обязательным или нарушающим нормы законодательства;
  • рынок должен быть предсказуемым и устойчивым; участники рынка должны быть уверены в своих правах и обязанностях на момент их возникновения.

Существует даже мнение, что правовые акты с обратной силой незаконы.

Но есть и исключения. Законодательство, имеющее обратную силу, — это законодательство, которое касается вопросов, существовавших до его принятия, то есть вводящее наказания за поведение, которое было законно до момента принятия новых законов.

Внесение изменений

Внесение изменений в законодательство может осуществляться несколькими способами:

  • внесение новых изменений в существующее законодательство;Обратная сила возникает, когда в новом законодательном акте указывается, что его положения применяются с какой-то даты в прошлом.
  • отмена старых норм законодательства, когда определённые нормы перестают применяться к ситуациям, в которых они применялись ранее.

Законодательный запрет

Законодательный запрет на обратную силу закона прямо содержится в правовых нормах:

  • США: статья 3 Конституции;Вместе с тем существует мнение, что ограничение касается только уголовного права, но не гражданско-правовых норм. На практике в США принимались некоторые законы, которые имели обратную силу также в сфере уголовного права.
  • Франция: статья 2 Гражданского кодекса; статья 112-1 Уголовного кодекса;Вместе с тем Конституционный совет определил, что в некоторых случаях могут приниматься законы, имеющие обратную юридическую силу. Например, в налоговом или финансовом законодательстве, когда такие изменения носят общественный интерес.
  • Германия: статья 103 Основного закона Германии;
  • Италия: статья 25 Конституции, статья 11 вводных положений к Гражданскому кодексу, статья 3 Закона о правах налогоплательщиков;Исключения из общего правила возможны на основании закона.
  • Великобритания: Великобритания пытается поддерживать концепцию об исключении обратной силы закона. Например, в деле Phillips v Eyre суд отметил, что суд не будет придавать обратную силу новым законам, которые влияют на права лиц, если только в законе прямо не сказано о такой обратной силе.Несмотря на это на практике иногда в стране принимаются правовые акты, которые имеют обратную силу. Например, такие акты принимались в налоговой сфере и в сфере военных преступлений.

    Так при изменении статьи 58 Закона о финансах 2008 года законодатель установил, что изменения должны рассматриваться как существовавшие в любое время. Суд поддержал распространение изменений на прошлое время, указав, что они были необходимы для того, чтобы закрыть схемы ухода от налогообложения.

    Сам Парламент Великобритании признаёт, что время от времени в Великобритании принимаются акты, имеющие обратную силу, но это делается для того, чтобы создать правовую базу для деятельности, которая на практике осуществляется, однако, законодательно не закреплена, или ограничить незаконные практики. Например, внесение изменений в Закон о беспроводном телеграфе 1954 года имело обратную силу, чтобы создать должную базу для сбора платежей в этой сфере, которое осуществлялось на протяжении более 50 лет.

Проверка Комиссии по финансовому поведению

В 2013 году английская Комиссия по финансовому поведению начала исследование относительно того, какие были случаи в финансовой практике, когда регулятор принимал правовые акты, имеющие обратную силу. Работа проводилась также в 2014 году, по результатам которой был опубликован отчёт.

В отчёте Комиссия по финансовому поведению отметила следующее:

  • ни один из ответов не указал реальных случаев применения регулятором правовой нормы с обратной силой;
  • в ответах указывались случаи, когда бездействие регулятора трактовалось как одобрение, и участники продолжали операции, а затем, когда регулятор сообщал им о нарушении, участники рынка воспринимали это как изменение позиции регулятора.

В этой связи Комиссия по финансовому поведению отметила необходимость своего более активного участия на рынке, чтобы избежать неправильного восприятия бездействия регулятора как обратного применения норм права по поводу операций, которые возникли до принятия таких правовых норм.

Закон имеет обратную силу

Как мы уже упомянули выше, в некоторых случаях закон имеет обратную силу. Наиболее распространённые случаи следующие:

  • если обратная сила требуется в свете общественного интереса: например, в налоговой сфере, особо опасных преступлениях, нарушения законодательства об охране окружающей среды, закрепить уже существующую практику;При этом публичный интерес в введении закона, имеющего обратную силу, должен превышать публичный интерес в соблюдении правил о запрете обратной силы закона.
  • в случае положительных изменений закона.

Действительно, законы отменяющие ответственность за какие-либо нарушения, часто имеют обратную силу в отношении тех нарушений, которые были обнаружены для принятия новых законов.

Источник: http://lawedication.com/blog/2015/02/02/obratnaya-sila-zakona/

Мир юриста
Добавить комментарий